ИСО 9001

Международной организацией по стандартизации была разработана и принята к исполнению серия стандартов, которые помогают предприятиям создавать такую систему управления качеством, при которой становится возможным максимально полное удовлетворение потребностей потребителей. Эти стандарты известны во всем мире как стандарты ИСО 9000. Одним из основных стандартов указанной серии является стандарт ИСО 9001. В нем представлены ключевые требования, предъявляемые к системам менеджмента качества, следование которым и помогает предприятиям добиться желаемых результатов в удовлетворении пожеланий потребителей и клиентов.

Следует заметить, что применение требований стандарта ИСО 9001 не гарантирует прямого воздействия на качество конечного продукта, но созданная на его основе система управления качеством регламентирует все производственные процессы, грамотное выполнение которых неизбежно положительно отражается на качестве продукции. Внедрение требований стандарта ИСО 9001 повышает лояльность не только потребителей продукции предприятия, но и иных заинтересованных сторон. К таковым относятся поставщики и партнеры компании. Предприятию-обладателю сертификата ИСО 9001 гораздо проще заключить контракт, в том числе, и на международном уровне.

Стандарт ИСО 9001 получил широкое распространение по всему миру. С каждым годом растет количество предприятий, которые выстраивают свою систему руководства качеством в соответствии с требованиями данного стандарта. Стандарт ИСО 9001 считается одним из самых авторитетных в мировом экономическом сообществе.

Стандарт ИСО 9001 не является документом, который функционирует изолированно. Требования стандарта ИСО 9001 эффективно взаимодействуют с требованиями иных стандартов, в частности с требованиями ИСО 22000. Внедрение требований сразу двух стандартов позволяет создать на предприятии интегрированную систему управления, которая контролирует абсолютно все процессы, связанные с функционированием предприятия. Интегрированную систему менеджмента выбирают, как правило, крупные предприятия, где необходим контроль за большим количеством производственных процессов.
Требования стандарта ИСО 9001 касаются функционирования все организации, в целом, а не только отдельных ее частей или подразделений. Стандарт ИСО 9001 декларирует так называемый «системный подход» к системе управления качеством. Системный подход предполагает взаимосвязь всех элементов производственного процесса и эффективное их взаимодействие.

Система управления качеством, построенная на основании требований стандарта ИСО 9001, дает возможность предприятию продемонстрировать свою способность и, главное, готовность осуществлять свою деятельность с ориентацией на пожелания потребителей, а также соблюдать все договоренности, прописанные в заключаемых с партнерами контрактах. Для деловых партнеров предприятия сертификат ИСО 9001 служит своеобразным гарантом надежности и добросовестности компании.

Стандарт ИСО 9001 был создан еще в 80-е годы минувшего века, с тех пор в него вносились необходимые изменения, продиктованные временем и экономической ситуацией. Однако, одна характерная черта стандарта ИСО 9001 оставалась неизменной. Этой особенностью является его универсальность. Универсальность требований стандарта ИСО 9001 заключается в том, что его нормы и положения могут быть применены абсолютно к любому предприятию, безотносительно к его сфере деятельности, размеров и структуры, а также к географическому местоположению. С одной стороны, эта особенность является плюсом стандарта ИСО 9001, ведь благодаря ей, любое предприятие может разработать и внедрить систему управления качеством. Но, с другой стороны, чрезмерная универсальность вызывает определенные сложности при интерпретации требований стандарта и при их реализации на конкретном производстве.
Стандарт ИСО 9001 не создавался Техническим комитетом Международной организации по стандартизации с нуля. В его тексте обобщен мировой опыт построения эффективных систем управления качеством, который воплотился в совокупность требований и пожеланий.

Структура стандарта ИСО 9001 включает в себя 8 разделов, каждый из которых посвящен какому-либо из элементов системы управления качеством.

  • область применения. Данный раздел, открывающий стандарт ИСО 9001, посвящен описанию возможностей применения требования стандартов к предприятиям различных отраслей деятельности. Также здесь указаны те преимущества, которые получает предприятия от внедрения стандарта в свою систему управления качеством;
  • нормативные ссылки. В этом разделе содержатся указания на другие документы, входящие в состав серии стандартов ИСО 9000. Раздел указывает на то, что все документы неразрывно связаны друг с другом и взаимодействуют для того, чтобы внедряемая система управления качеством была наиболее эффективной и функциональной;
  • термины и определения. Данный раздел стандарта ИСО 9001 тесно связан и перекликается со стандартом ИСО 9000. В нем представлено толкование всех терминов, которые используются в тексте стандарта. Это приобретает особую важность в связи с тем, что для интерпретации требований стандарта ИСО 9001 необходимо единообразное толкование терминов, встречающихся в нем.
  • система менеджмента качества. В данном разделе стандарта ИСО 9001 представлены наиболее общие требования к системе руководства качеством, которые должны быть учтены руководством предприятия при разработке таковой для собственной компании;
  • ответственность руководства. Очень важный раздел стандарта ИСО 9001, поскольку в нем прописаны те действия, которые обязано осуществлять руководство для организации системы управления качеством и последующего контроля за ее функционированием;
  • менеджмент ресурсов. В данном разделе прописаны основные виды ресурсов, которые участвуют в производственном процессе и требуют грамотного управления ими. К числу наиболее важных видов ресурсов стандарт ИСО 9001 относит персонал предприятия, производственную среду и инфраструктуру;
  • выпуск продукции. В этом разделе стандарта ИСО 9001 прописаны те действия, которые связаны непосредственно с процессом производства и с выпуском продукции. Естественно, поскольку стандарт ИСО 9001 представляет собой набор универсальных требований, которые могут быть применены к любому предприятию, то и требования к выпуску продукции представлены в наиболее общем виде;
  • измерения, анализ, улучшения. Заключительный раздел стандарта ИСО 9001 и, при этом, один из наиболее значимых. Стандарт ИСО 9001 регламентирует такую систему управления качеством, при которой непрерывно совершенствуются не только производственные процессы, напрямую влияющие на качество продукции, но и сама система. Для того чтобы эти положительные изменения осуществлялись, руководство предприятия должно знать в какой части производственного процесса они необходимы. Способом получения подобных знаний служит непрерывный мониторинг, причем, эффективная система управления качеством включает в себя не только внутренний, но и внешний мониторинг.

Первые три раздела стандарта ИСО 9001 представляют собой некий справочный материал, общую информацию, касающуюся систем управления качеством. Заключительные пять же описывают собственно процессы разработки, внедрения и дальнейшего совершенствования систем менеджмента качества.

Структура стандарта ИСО 9001 включает в себя не только названные разделы, но и подразделы. Важным подразделом главы, посвященной системам менеджмента качества, является подраздел, в котором прописаны требования к управлению документацией предприятия. Документирование всех производственных и управленческих процессов – неотъемлемая часть функционирования системы управления качеством.

Стандарт ИСО 9001 предполагает, что управление документацией осуществляет руководство предприятия. При этом, в тексте стандарта прописаны универсальные требования к процессу документирования. Вполне естественно, что для каждого конкретного предприятия эти требования могут варьироваться. Это связано со спецификой отрасли, в которой функционирует предприятие, с его структурой и прочими факторами. При изучении требований стандарта ИСО 9001 руководство предприятия определяет, какие процессы должны быть зафиксированы документально. Одним из этапов разработки и внедрения системы управления качеством является анализ документации на предмет соответствия требованиям стандарта ИСО 9001. В том случае, если документация предприятия не соответствует требованиям, происходит ее переработка и изменения.

Документация предприятия и уровень управления ею проверяется в первую очередь во время надзорных внешних аудитов. Внешние аудиты призваны показать, насколько система управления качеством предприятия соответствует требованиям стандарта ИСО 9001. Аудиты проводятся перед тем, как органом по сертификации будет принято решение о выдаче сертификата ИСО 9001, а также ежегодно после выдачи международного документа. Такие проверки необходимы для того, чтобы убедиться в том, что система управления качеством была не просто внедрена руководством предприятия, но и в дальнейшем успешно функционирует и непрерывно совершенствуется.

Процесс внедрения системы управления качеством, согласно требованиям стандарта ИСО 9001, процесс сложный и многоэтапный. Несмотря на это, с каждым годом растет количество предприятий, которые стремятся пройти международную сертификацию. В настоящее время по всему миру выдано свыше миллиона сертификатов ИСО 9001. Такой неподдельный интерес к стандарту ИСО 9001 и к системам управления качеством, созданным на его основе, вполне оправдан. Дело в том, что эксперты, тщательно изучив те изменения, которые произошли на предприятиях, внедривших системы управления качеством, сошлись во мнении, что внедрение стандарта ИСО 9001 дает предприятию ряд весомых преимуществ. К наиболее важным из них относятся следующие:

  • повышение уровня мотивированности сотрудников предприятия за счет четкого определения выполняемых ими обязанностей и меры ответственности за соблюдение всех правил и требований технических регламентов;
  • рост уровня знаний персонала в области качества и управления им;
  • оптимизация производственных процессов на предприятии;
  • сокращение затрат и издержек вследствие повышения производительности, а также повышения качества конечного продукта; снижение количества выпускаемой продукции, не соответствующей требованиям;
  • непрерывное совершенствование и улучшение производственных процессов за счет повышения уровня управляемости; своевременное выявление и предотвращение возможных опасностей, связанных с процессом производства;
  • улучшение процесса внутреннего взаимодействия между сотрудниками предприятия, совершенствования механизма планирования, а также повышение эффективности распределения ресурсов производства;
  • повышение уровня удовлетворенности потребителей, вследствие того, что эффективно функционирующая система управления качеством обеспечивает выпуск продукции, соответствующей всем требованиям и пожеланиям потребителей;
  • постоянное совершенствование деятельности компании благодаря использованию современных и эффективных инструментов по управлению качеством;
  • рост конкурентоспособности предприятия и его продукции как на национальных, так и на мировом рынках; возможность заключения международных контрактов и получения государственного заказа на поставку продукции.

Таким образом, стандарт ИСО 9001 обеспечивает разработку и внедрение эффективной системы управления качеством, которая влияет на все внутренние и внешние процессы, связанные с деятельностью предприятия.