ИСО серии 9000

Несмотря на то, что часть разработанных Международной организацией по стандартизации документов, представляют собой не что иное, как руководства и сборники рекомендаций, все они традиционно называются стандартами. Международные документы ИСО серии 9000 не являются исключением. Все входящие сюда документы также принято называть стандартами. ИСО серии 9000 сформированы в виде моделей и руководящих указаний, касающихся построения и функционирования системы управления качеством. ИСО серии 9000 представляют собой опыт обобщения в мировой практике национальных систем и международных правил относительно систем качества.

Следует заметить, что ИСО серии 9000 являются одними из наиболее распространенных на международной арене стандартизации: они приняты и успешно внедрены в более чем семидесяти странах мира. Особое распространение ИСО серии 9000 получили в Японии, США и странах, входящих в Европейский союз, так как именно эти страны являются лидерами мировой торговли. Самым первым стандартом в этой сфере считается разработанный в далеком 1959 году в США стандарт US Mil Spec. Те стандарты и, в конечном итоге, стандарты ИСО серии 9000, созданные с тех пор, имеют много общих черт.
Стандарты ИСО серии 9000 не разрабатывались одномоментно. Они менялись и дополнялись в соответствие с тем, как изменялся мировой опыт управления качеством продукции. Впервые ИСО серии 9000 увидели свет в 1987 году. После этого, в 1994 году, появилась вторая редакция серии стандартов, пока ее в 2000 году не сменила обновленная версия документов, объединенных названием ИСО серии 9000.

Несмотря на то, что с тех пор ИСО серии 9000 также менялись, именно версия 2000 наиболее близка к той, которая функционирует и в настоящее время. По сравнению с предыдущими версиями, ИСО серии 9000 редакции 2000 года вобрали в себя ряд существенных отличий. В частности, в данной редакции международных документов провозглашается концепция бизнес-процессов. Кроме того, обновленные ИСО серии 9000 регламентируют процедуры постоянного совершенствования системы управления качеством, оценивание уровня удовлетворенности потребителя продукцией и эффективное управление ресурсами. Понятие «продукция», согласно ИСО серии 9000, не ограничивается понятием «товар» или «продукт». В это широкое понятие также включаются «услуги», которые оказываются потребителю. Разделения этих понятий в текстах стандартов не наблюдается, то есть система управления качеством успешно применяется как к предприятиям, производящим товары, так и к организациям, оказывающим услуги.

Если говорить в общем, то стандарты ИСО серии 9000 могут быть использованы абсолютно в любой сфере деятельности без прямой зависимости от размеров предприятия и специфических условий его функционирования. Это лишь подтверждает тот факт, что ИСО серии 9000 являются наиболее общими рекомендациями и требованиями, которые применяются для разработки систем менеджмента качества предприятиями по всему миру.

Стандарты ИСО серии 9000 в редакции 2000 году были изменены с той целью, чтобы их структура значительно упростилась, а значит и проще стала бы процедура их использования предприятиями во всех странах мира.

Ключевыми понятиями в ИСО серии 9000 признаются следующие: поставщик, организация и потребитель. Выстраиваясь в соответствующем порядке в определенную схему, эти понятия образуют определенную системы, регулированием отношений внутри которой и занимается серия международных стандартов.
Под организацией в ИСО серии 9000 признается тот объект, в отношении которого непосредственно применяются международные требования и рекомендации.
Поставщик в обновленной редакции заменил ранее использовавшийся термин «субподрядчик».

Потребитель – тот, кто является конечным пользователем товара или услуги, производимого или оказываемого организацией.
В рамках стандартов ИСО серии 9000 созданы несколько концепций, которые определяют функционирование системы управления качеством.

  • сфокусированность на потребностях потребителя или, иначе, заказчика. Эта концепция базируется на том, что конечный уровень качества продукции определяется потребителем, поэтому предприятие должно сделать все возможное для организации производства продукции, наиболее полно удовлетворяющей потребностям потребителя. Для этого необходимо проводить постоянный анализ нужд и пожеланий потребителя и выстраивать работу предприятия в сообразно с ними.
  • применение процессного и системного подхода. Данная концепция предполагает построение такой системы управления, в которой все элементы взаимосвязаны и получают возможность эффективно взаимодействовать между собой. Стандарты ИСО серии 9000 провозглашают процессный подход как один из самых эффективных инструментов, благодаря которому руководство предприятия имеет возможность осуществлять управление непрерывно, обеспечивая качественное взаимодействие всех процессов производства.
  • лидерство руководства. Предыдущая концепция в рамках ИСО серии 9000 намечает и эту концепцию. Именно общая политика руководства организации позволяет реализовать производственный процесс максимально грамотно, обеспечивая его необходимыми ресурсами и рынками сбыта.
  • вовлеченность персонала. Функциями руководства процесс производства не ограничивается. Такую концепцию декларируют стандарты ИСО серии 9000. Только при адекватном и уместном поведении всех сотрудников предприятия, при выполнении ими должностных инструкций, при принятии ответственности за собственные действия в процессе производства можно добиться оптимального функционирования всей системы в целом.
  • постоянное совершенствование. Это является одним из главных принципов, представленных в ИСО серии 9000. Такой подход неслучаен, ведь потребности потребителей постоянно меняются, растут их требования, предъявляемые к качеству продукции, и только своевременное реагирование на этот неизбежный процесс руководством предприятия и принятие соответствующих мер позволяет перестраивать системы управления качеством в соответствии с изменяющимися пожеланиями потребителей для достижения их удовлетворенности качеством.
  • принятие решений руководством предприятия с опорой на факты. Данная концепция в рамках ИСО серии 9000 говорит о том, что процесс развития и совершенствования может быть организован только в том случае, если руководство предприятия принимает во внимание данные, полученные исключительно в ходе объективных измерений действующего состояния системы менеджмента качества.
  • налаживание взаимовыгодных отношений с поставщиками предприятия. Данная концепция ИСО серии 9000 базируется на вполне логичном утверждении, что качество конечной продукции напрямую зависит от качества сырья, из которого она была произведена. Речь идет не только о сырье, но и о материалах и информации, которые используются в процессе производства. Если предприятию удалось наладить прозрачные отношения с поставщиками, которые основаны на получении взаимных выгод, то качество продукции будет неуклонно расти.

Таким образом, стандарты ИСО серии 9000, являясь общими рекомендациями и руководствами к действию, при грамотном использовании в рамках каждого конкретного предприятия служат повышению качества продукции, а значит степени удовлетворенности и лояльности потребителей.