Основные положения системы менеджмента качества

Каждый руководитель предприятия, прежде чем внедрить новшества в производственный процесс, стремится более детально узнать, что именно они из себя представляют. Итак, необходимо внедрить систему менеджмента качества (СМК). Идеологию СМК четко отражают стандарты ИСО серии 9000. Именно в данной серии представлена база и основные требования для эффективного развития системы качества на любом предприятии. Основные положения системы менеджмента качества изложены в ИСО кратко, но, вместе с тем, емко.

Всего сформулировано 8 основных принципов, действуя согласно которым, организация добьется успеха за счет повышения качества выпускаемой продукции или же предоставляемых услуг. Итак, основные положения системы менеджмента качества:

  • четкая ориентированность на конечного потребителя. Деятельность организации должна быть направлена на запросы потребителей или же заказчиков, которые имеют свойство непрерывно изменяться. Не секрет, что каждая компания зависит от покупателей, поэтому важно проводить постоянный мониторинг и выявлять будущие нужды клиентов, чтобы оказаться первым, когда спрос станет актуальным. СМК предполагает, что любое действие предприятия должно быть направлено на ключевые потребности заказчика;
  • руководство должно занимать лидирующие позиции во всем. Об этом, во вторую очередь, повествуют основные положения системы менеджмента качества. В частности, постановка целей и задач целиком и полностью лежит на лидере. Но, важно, чтобы в производственной цепочке каждый сотрудник был вовлечен в функционирование СМК, в противном случае, система может рухнуть. Одного желания добиться эффективного результата недостаточно, важно быть лидером в достижении целей, быть наглядным примером для своих подчиненных;
  • каждый сотрудник должен знать, каковы основные положения системы менеджмента качества;
  • все ресурсы и их использование должны носить строго процессуальный характер. Вся деятельность организации должна представлять собой процесс, и управление также должно быть процессным. Это означает, что ресурсы должны быть четко обозначены и определен порядок их взаимодействия. Таким образом, они используются более эффективно, а результат работы значительно улучшается;
  • чтобы модернизировать взаимосвязь процессов, необходимо использовать системный подход к управлению. Это еще одна важная доминанта, которая включена в основные положения системы менеджмента качества. При грамотном подходе к этому пункту вся работа предприятия становится устойчивой и максимально эффективной;
  • важно стремиться к постоянному улучшению. Это первостепенная задача каждого предприятия, что позволяет идти в ногу со временем и оперативно реагировать на изменения извне;
  • каждое принятое решение должно быть основано на фактах и имеющейся достоверной информации. Речь о том, что никакие неподкрепленные факты не могут стать основой для принятия решения;
  • важно развивать базу поставщиков. Этого требуют основные положения системы менеджмента качества. Очевидно, что нужно строить с ними взаимовыгодные отношения, а это, в свою очередь, приведет к снижению собственных затрат на поставляемые услуги/выпускаемую продукцию.

Таковы основные положения системы менеджмента качества, соблюдая которые можно быть уверенным в том, что организация выйдет на высокий уровень и займет достойное место среди своих конкурентов.