Принципы ХАССП

Когда заходит речь о производстве продуктов питания, то неизбежно возникает вопрос не только об их качестве, но и о безопасности. Мировым сообщество выработана совокупность правил, которые призваны обеспечить эффективное управление безопасностью на пищевых производствах. Эти правила получили наименование «принципы ХАССП».

Принципы ХАССП берут свое начало в 60-х годах XX века, когда в США возникла необходимость производства безопасных продуктов для астронавтов NASA. Эти принципы доказали свою жизнеспособность и действенность в обеспечении высокого уровня качества указанных продуктов питания. Позже эксперты задумались о более широких возможностях использования системы ХАССП. Так началось ее внедрение в деятельность всех пищевых предприятий. Принципы ХАССП в настоящее время получили широкое распространение по всему миру. Не стали исключением и предприятия, находящиеся на территории Российской Федерации.

До 1 февраля 2015 года сертификация на соответствие принципам ХАССП была в нашей стране добровольной. Этот путь развития выбирали предприятия, стремящиеся вести свои дела на международном уровне, заслужить доверие партнеров и признание потребителей. Начиная с февраля 2015 года в рамках Таможенного союза, действующего между Россией, Белоруссией и Казахстаном, сертификация ХАССП стала обязательной. Многие предприятия прежде, чем начать использовать принципы ХАССП в своей работе задумываются над тем, какие выгоды принесет внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции. К основным преимуществам, которые дают принципы ХАССП, обычно относят следующие:

  • возможность не устранять последствия рисков производства пищевой продукции, а предупреждать и предотвращать их. Таким образом, система становится более совершенной, снижается уровень издержек на утилизацию некачественной продукции, растет доверие потребителей;
  • расширение возможностей для реализации готовой продукции. Принципы ХАССП, успешно внедренные в систему управления предприятием, дают весомое конкурентное преимущество и право претендовать на заключение сделок с международными партнерами;
  • повышение лояльности со стороны надзорных и контролирующих органов. Сертифицированное предприятие априори заботится о качестве и безопасности своей продукции, поэтому контроль государства становится менее жестким. Сертифицированному предприятию гораздо проще пройти инспекцию сотрудников надзорных органов и доказать свою ответственность в деле производства безопасных продуктов питания.

Принципы ХАССП требуют не только внедрения на пищевом предприятии, но и последующей сертификации. Сертификация системы ХАССП необходима для того, чтобы подтвердить ее эффективность в деле обеспечения безопасности продуктов питания. Кроме того, сертифицированное предприятие, обладающее соответствующим сертификатом, автоматически встраивается в мировую сети ответственных производителей пищевой продукции, становится полноправным участником пищевой цепи, где осуществляется полный контроль, начиная от производителя сырья и оборудования и заканчивая предприятием розничной торговли.

Принципы ХАССП выводят на качественно новый уровень взаимоотношения предприятия со своими партнерами, прежде всего речь идет о поставщиках. Когда предприятие уверено в том, что контроль за качеством и безопасностью осуществляется не только непосредственно в его производственных цехах, а также на всех этапах, включая транспортировку, хранение и реализацию. Только в этом случае с уверенностью можно утверждать, что продукция произведена с учетом всех международных норм и требований, а значит, способна претендовать на высокую оценку потребителем.

Принципы ХАССП, которые планируется внедрить на предприятии, требуют тщательного изучения собственного продукта, методов и технологии производства, а также выстраивания взаимовыгодных и прозрачных отношений с поставщиками, партнерами и потребителями.

Для того чтобы принципы ХАССП начали успешно функционировать и гармонично влились в систему управления предприятием, руководству необходимо учесть и провести:

  • анализ факторов риска и опасностей, которые угрожают безопасности продукции;
  • мониторинг возможных дефектов и несоответствий продукции международным требованиям и ожиданиям потребителей;
  • систему предупреждающих действий, которые дают возможность предотвратить выпуск некачественной продукции. Как показывает практика, превентивные меры всегда более эффективны и выгодны по сравнению с реагирующими. То есть, предупредить появление опасностей лучше, чем устранять их последствия;
  • распределение ответственности за выпуск безопасной продукции между сотрудниками предприятия. Кроме того, принципы ХАССП и все действия, с ними связанные должны быть должным образом оформлены и задокументированы.

Из всего сказанного выше, что принципы ХАССП требуют тщательной разработки, прежде чем будут внедрены на предприятии. Предприятие должно пройти длительный подготовительный этап, который докажет состоятельность внедренной системы ХАССП. Зачастую этот этап является для компаний самым сложным и невыполнимым, однако без него невозможно пройти международную сертификацию и получить соответствующий документ.

Система ХАССП стала неотъемлемой частью деятельности российских предприятий. Не стоит затягивать с принятием верного решения стать частью международного сообщества производителей качественных и безопасных продуктов питания. Принципы ХАССП, внедренные в процесс управления пищевым производством, станут отправной точкой, с которой начнется не просто достижение финансового благополучия предприятия, его руководства и сотрудников, а расширение и процветание бизнеса. Конечной целью всех предприятий должно стать максимально полное удовлетворение потребностей потребителей. Принципы ХАССП позволяют сделать эту цель более реальной и достижимой. Повышая уровень управления предприятием, руководство поднимает и уровень его производства, а значит, возможности гораздо более эффективно реагировать на пожелания и ожидания потребителей и клиентов.