Система ISO 9001

Серия международных стандартов в области построения систем менеджмента качества весьма обширна и тщательно проработана. Наиболее востребованной в данной области является система ISO 9001, которая создана на многих предприятиях на базе соответствующего международного стандарта. Система ISO 9001 может быть разработана и внедрена на предприятиях независимо от рода их деятельности размеров и наличия или отсутствия филиальной сети. Это говорит о том, что стандарты, входящие в группу стандартов ISO 9000, неотъемлемой частью которой является и стандарт ISO 9001 обладает максимальной степенью обобщенности и универсальности.

Система ISO 9001
Система ISO 9001
Система ISO 9001 является гарантом того, что на предприятии, имеющем соответствующий сертификат, успешно применяется система управления качеством, которая направлена на то, чтобы обеспечить качество конечной продукции, способной удовлетворить все потребности потребителей.

Главной задачей системы управления качеством, созданной на основании требований, которые диктует система ISO 9001, является не контроль за качеством отдельных единиц продукции, а управление производственным процессом в целом, предотвращение и устранение ошибок и сбоев, возникающих на каждом его этапе, которые зачастую и являются причиной появления некачественной продукции.

Качество продукции зависит от множества факторов. Наиболее важными из них, которые учитывает система ISO 9001, являются следующие:

  • образование, навыки и опыт сотрудников предприятия;
  • уровень мотивации персонала, который должен быть заинтересован в производстве качественной продукции;
  • оптимальные условия работы, куда входит создание оптимальной производственной среды и развитая инфраструктура;
  • постоянная оценка деятельности предприятия, выражающаяся в периодически проводимых мониторингах и аудитах;
  • уровень документированности производственных процессов и создание системы управления документацией;
  • постоянный поиск новых источников информации, эффективная работа с уже имеющимися данными;
  • лидерская позиция руководства в единой системе управления качеством;
  • организация всех необходимых основных и сопутствующих процессов производства.

Система ISO 9001 при реализации всех перечисленных факторов обеспечивает бесперебойную работу предприятия в направлении обеспечения потребителей качественной продукцией, будь то какой-либо продукт или услуга. Система ISO 9001 не разделяет эти понятия, а, напротив, регламентирует создание эффективной системы управления качеством без учета специфики предприятия.

В соответствии с этим система ISO 9001 требует от руководства предприятия анализа степени реализации каждого из перечисленных факторов и принятия необходимых мер по устранению несоответствия в случае выявления недостатков.

Система ISO 9001 предполагает наличие на предприятии разработанной и грамотно оформленной системы документации, которая включает в себя:

  • собственно управление документацией;
  • фиксацию предупреждающих действий;
  • оформление корректирующих действий;
  • фиксацию результатов внутренних проверок и аудитов;
  • документарной оформление продукции, несоответствующей требованиям качества.

В общем и целом система ISO 9001 может функционировать лишь на том предприятии, на котором каждый сотрудник обладает необходимым уровнем компетенции для того, чтобы выполнять свою работу правильно и в соответствии с требованиями стандартов качества. Каждая кадровая единица предприятия обязательно должна знать свои обязанности и меру ответственности при выполнении вверенных им работ. Система ISO 9001 предполагает четкое оформление и регламентирование всех процессов, которые прямо или косвенно могут повлиять на качество конечного продукта. Руководство предприятия обязано обеспечить своих сотрудников необходимыми ресурсами для функционирования производственного и рабочего процессов. Важным является и то, что на предприятии должны были соблюдены все условия для работы, способствующей производству продукции, которая бы отвечала всем нормам и требованиям.

Система ISO 9001 регламентирует непрерывные сбор и обработку информации на предмет того, удовлетворен ли потребитель качеством продукции. Одним из инструментов повышения качества продукции, а значит и степени удовлетворенности потребителей, является своевременное проведение внутренних проверок с целью контроля за соблюдением качественного выполнения всех производственных процессов. Кроме того, система ISO 9001 предполагает, что руководство несет полную ответственность за качество продукции. Все действия управленческого состава направлены на постоянное улучшение качества, поиски новых способов для удовлетворения потребностей пользователей продукции.

Несмотря на то, что система ISO 9001 являет собой наиболее общие требования к системе менеджмента качества, на основании ее рекомендаций можно разработать конкретную систему, которая внедряется на определенном предприятии. Проект системы управления качеством будет уникален для каждой компании, ведь при его создании будут учтены отраслевая специфика предприятия, его размеры, наличие сети филиалов. Кроме того, построение системы управления качеством, которую регламентирует система ISO 9001, как правило, не начинается с нуля. До прохождения сертификации на соответствие международным требованиям предприятие уже накопило достаточный опыт в управлении качеством. Безусловно, сам процесс управления скорее всего не был четко организован, действия руководства по обеспечению качества продукции, возможно, носили хаотический и эпизодический характер. Однако, все имеющиеся наработки могут и должны быть учтены при приведении системы менеджмента в соответствие с международными нормами и правилами.
Итак, руководство предприятия, объективно оценив все преимущества и трудности, связанные с получением международного сертификата ISO 9001, приняло решение все же доказать свою компетентность на международной арене. Определенные действия в этом направлении уже были предприняты. Что же следует далее? Международный документ, подтверждающий тот факт, что система ISO 9001 успешно функционирует на предприятии получить достаточно сложно. И дело здесь не только в необходимости подготовить большое количество документов, руководство должно понимать общую концепцию и правила, на которых базируется система ISO 9001.

Консультация специалистов, которые занимаются содействием в получении международных сертификатов, в данном случае просто бесценна. Компания «НСК» зарекомендовала себя как профессионал в сфере оказания подобных услуг. Получение международных сертификатов больше не является чем-то невероятным и недоступным. Специалисты «Национальных систем качества» имеют достаточный опыт в получении различных сертификатов и лицензий. Именно поэтому обращение в компанию «Национальные системы качества» гарантирует быстрое получение требуемых разрешений и сертификатов с минимумом препятствий и с максимальной степенью вероятности